Наша миссия - оздоровление экономики. Мы рассматриваем проведение процедур банкротства, прежде всего, как реализацию мер антикризисного управления, реорганизацию и оздоровление жизнеспособного бизнеса, привлечение инвестиций для его развития

Заказать звонокЗадать вопрос
+7 (343) 310-29-71, 72
620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, д.13, литер Е

Письмо № 1-03/78 Директору Департамента инновационного развития и корпоративного управления Министерства экономического развития РФ Осколкову И.В.

00:00:00 28 ноября 2011

Национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

                Регистрационный номер '0028           Дата регистрации  03.07.2009

                                                                                                                                                     Тел./ факс (495)   937-75-97

105062, Москва, ул. Макаренко,  д. 5 стр. 1 офис 3                                                                                 (495)  937-75-98

Российский  Союз Саморегулируемых  Организаций Арбитражных  Управляющих

 

Исх. № 1-03/78 от 21.11.2011                                          

Директору Департамента

инновационного развития

и корпоративного управления

Министерства

экономического развития

Российской Федерации

Осколкову И.В.

Уважаемый Иван Валерьевич!

Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России письмом от 14.09.2011 № Д06-4602 направил в адрес Российского Союза СРО позицию Минфина России по вопросу права арбитражного управляющего, осуществляющего деятельность в деле о банкротстве, быть зарегистрированным для осуществления указанной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, и права арбитражного управляющего в этом случае применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2. Налогового кодекса Российской Федерации (письмо Директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Министерства финансов России от 26.08.2011 г. №03-11-10/50). Указанное письмо содержит позицию, что в связи с тем, что с 01.01.2011 г. вступили в силу положения статьи 20 Закона о банкротстве (в редакции Закона № 296-ФЗ и Федерального закона от 28.12.2010 № 429-ФЗ) в части определения арбитражного управляющего в качестве субъекта профессиональной деятельности, занимающегося частной практикой, а также в части исключения обязанности регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя, с 01.01.2011 г. доходы арбитражного управляющего, также занимающегося предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, от деятельности в качестве арбитражного управляющего, должны облагаться налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 Налогового Кодекса.

На наш взгляд, указанные изменения в отношении исключения обязанности регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя не должны повлиять на изменения в налогообложении доходов, полученных от деятельности в качестве арбитражного управляющего, в связи с тем, что сам по себе статус арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя не означает появления объекта налогообложения и, следовательно, возникновения обязанности по уплате налога, как это предусмотрено пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации.

В Определении Конституционного Суда РФ от 23.05.2006 N 150-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Карнауха Виктора Павловича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате налога на доходы физических лиц и единого социального налога возникает в случае получения доходов от осуществления предпринимательской деятельности (статьи 209, 227, пункт 2 статьи 236) и  что сама по себе норма абзаца второго пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не определяет обязанность уплаты арбитражным управляющим каких-либо конкретных налогов и сборов.

Из указанного Определения Конституционного Суда РФ следует, что обязанность уплаты арбитражным управляющим соответствующих налогов на доходы физических лиц и единого социального налога возникает не исходя из приобретения им статуса индивидуального предпринимателя, а в случае получения им доходов от осуществления предпринимательской деятельности в ходе процедур банкротства.

На наш взгляд, исключение из статьи 20 Закона о банкротстве  в редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 429-ФЗ нормы, устанавливающей, что деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью, является основанием считать, что законодатель при отмене обязательной регистрации арбитражного управляющего, осуществляющего деятельность в деле о банкротстве, в качестве индивидуального предпринимателя, одновременно с этим не изменил правовой статус деятельности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, сохранив норму о том, что данная деятельность является предпринимательской.

Частью 1 статьи 20.6. Закона о банкротстве установлено, что арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. При этом вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов, которые устанавливаются законом в зависимости от балансовой стоимости активов должника или от размера средств, направленных на погашение требований кредиторов или от размера удовлетворенных требований кредиторов.

На наш взгляд указанное вознаграждение является доходом арбитражного управляющего от осуществления предпринимательской деятельности в деле о банкротстве

В связи с вышеизложенным просим Вас повторно совместно с Министерством финансов Российской Федерации  рассмотреть порядок налогообложения  доходов арбитражного управляющего, полученных от осуществления  деятельности в деле о банкротстве, и  права арбитражного управляющего применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Исполнительный директор                                                И.Б.Липкин         

< Вернуться в раздел новостей